Для работы с цифровыми тахографами используются специальные пластиковые чип-карты, которые осуществляют следующие функции:
- идентификацию персонала допущенного до работы с контрольным устройством (цифровым тахографом)
- определение и ограничение прав по чтению и записи информации
- накопления в памяти карт различной информации
- настройку и калибровку контрольного устройства (цифрового тахографа)
Согласно Приказу Министерства транспорта России №180 от 20 октября 2009 года для использования в контрольных устройствах (цифровых тахографах) выпускаются четыре типа карт:
- Карты водителя
- Карта предприятия
- Карта контролёра (карта контролёра используется для снятия с КУ статистических данных, которые необходимы для контролирующих органов. Выдается специальными организациями)
- Карта мастерской
Карта водителя
- Карта идентифицирует водителя и предусмотрена для сохранения данных о периодах его работы и отдыха при вождении транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом
- Карта водителя выдается подведомственным учреждением Минтранса России ФБУ Росавтотранс непосредственно водителю
- Карта водителя является именной
- Одному водителю может принадлежать, и он может использовать, только одну действующую карту водителя
- Карта водителя выдается на пять лет
- Карта водителя не может быть изъята контролирующими органами ни при каком случае (нарушении), исключая использование чужой или поддельной карты
- Движение автомобиля должно осуществляется, только при установленной карте водителя
- Карта используется для накопления данных и суммарной статистики по данному водителю, не менее чем за 28 последних дней - соответственно, извлечение информации с электронной карты должно осуществляется не позднее каждых 28 дней
- Если водитель управляет автотранспортом, оборудованным цифровым тахографом, то он по первому требованию контролирующих органов должен предъявить: личную электронную карту водителя, а также регистрационные листы (распечатку) за последние 28 дней.
В случае утери или выхода из строя карты водителя, водитель имеет право продолжать работу не более 15 дней (больший срок разрешен только в том случае, если водитель сможет предоставить неопровержимое доказательство того, что не имел возможности изготовить/получить новую карту или время для завершения маршрута превышало 15 дней).
При работе без карты водитель обязан перед началом каждого рабочего дня распечатать информацию о транспортном средстве из памяти тахографа, на оборотной стороне распечатки написать свою фамилию, имя, номер своей карточки водителя или водительского удостоверения, и в течении дня указывать время труда и отдыха, поставить свою подпись.
По окончанию рабочего дня водитель обязан вновь сделать распечатку с тахографа, на обратной стороне снова написать свои данные и время труда и отдыха, и поставить подпись.
Водитель не имеет права управлять транспортным средством с цифровым тахографом, не имея чип-карты!
Памятка водителю
- водителю разрешается пользоваться только своей картой,
- перед движением необходимо поместить карту водителя в левый слот цифрового тахографа,
- информация о времени в цифровом тахографе регистрируется по UTC, но водитель для своего удобства может выводить на дисплей местное время,
- водитель не обязан ежедневно делать распечатки с тахографа, за исключением случаев управления автомобилем без карточки,
- любое нарушение (времени труда и отдыха, скорости и т.п.) длительностью свыше 1 минуты фиксируется в электронной памяти,
- водитель обязан иметь запас бумаги необходимый для контрольных распечаток с электронного тахографа.
Карта предприятия
Предназначена для загрузки, демонстрации, распечатки и блокировки данных цифрового тахографа о действиях владельца или пользователя транспортного средства, чтобы другой пользователь не смог с ними ознакомиться.
Карта предприятия используется для:
- идентификации владельца транспортного средства или иных лиц допущенных для сбора полной статистики данного предприятия накопленной контрольным устройством (цифровым тахографом)
- установки некоторых параметров системы
Особенности карты предприятия:
- Карта не является персонифицированной. Её хранение и использование определяется руководителем предприятия, которому она принадлежит.
- Карта предприятия выдается на 5 лет
- Количество карт предприятий у одного владельца не лимитируется
- Выдается карта предприятия подведомственным учреждением Минтранса России ФБУ Росавтотранс
- Движение автотранспорта с установленной картой предприятия в цифровой тахограф запрещено
На карте предприятия не содержится никакой информации! Карта нужна исключительно для получения доступа к данным тахографа и карты водителя.
ВНИМАНИЕ! Процесс получения карт водителя и предприятия может занять не менее 2-х недель.
Требования для предприятий или индивидуальных предпринимателей:
- Загружать данные из памяти карточки водителя не реже чем 1 раз за 28 дней.
- Загружать данные из памяти тахографа не реже чем 1 раз за 90 дней.
- Анализировать данные на наличие нарушений.
- Принимать меры по факту нарушений с целью профилактики их повторений в будущем.
- Вести электронный архив данных непрерывно и выдавать эти данные в юридически обоснованном формате по требованию заинтересованных лиц (инспекторов, водителей и т.д.)
Подробнее про карту предприятия...
Карта контролера
Предназначена для представителей контролирующих органов (инспектора ГИБДД и Транспортной инспекции), уполномоченных проводить контроль соблюдения водителем режимов труда и отдыха. Является именной картой. Не позволяет получить информацию о пунктах движения автомобиля. Запрещено движение автотранспортного средства с установленной картой инспектора. Выдается сроком на 2 года.
Внимание, обладатели тахографов! Для заказа карт водителей для цифровых тахографов, Вам необходимо знать, какие карты используются в каких тахографах.
В настоящее время существует четыре вида тахографов:
1. Аналоговый тахограф. Для этого тахографа не нужны карты водителей, т.к. данные по работе водителей записываются на специальные, предназначенные для таких тахографов диски (шайбы в простанароде).
2. Цифровое тахограф используемый по соглашению ЕСТР. Такие тахографы установлены в основном на транспортных средствах иностранного производства и установлены на заводе-изготовителе машины. Для таких тахографов заказываются карты по европейсокму стандарту. Карты тахографов стандарта РФ в них использоваться не могут.
3. Цифровые тахографы для использования на территории РФ выпущенные до выхода Приказа №-36 от 13.02.2013г. Карты к таким тахографам выпускались до выхода этого приказа и выпускаются по сей день, т.к. тахографы без блока СКЗИ, установленные до 11.03.2014г. (Приказ Минтранса №-273 от 24.02.2014г.), могут использоваться до 01.01.2018г. Для таких тахографов карты по стандарту РФ без СКЗИ. Карты стандарта ЕС и стандарта РФ для тахографов с блоком СКЗИ, в них использоваться не могут.
4. Цифровые тахографы выпущенные после выхода Приказа №-36 от 13.02.2013г. Такие тахографы соответствуют всем требованиям и оснащены блоком СКЗИ. Карты к таким тахографам по стандарту РФ с СКЗИ. Карты стандарта ЕС и РФ без СКЗИ в таких тахографах использоваться не могут.
Есть тахографы в совместном исполнении, с встроенной системой ГЛОНАСС/GPS. Такие тахографы, соответствуют Приказу №-36 Минтранса в отношении тахографов и Приказа №-285 Минтранса в отношении ГЛОНАСС/GPS. Карты в таких тахографах используются в зависимости от наличия или отсутствия блока СКЗИ по стандарту РФ.
Уточняем из вышесказанного, что европейские карты не могут использоваться в российских тахографах и наоборот. Российские карты для тахографов с блоком СКЗИ не могут использоваться в тахографах без установленного блока СКЗИ и наоборот.
Требования к получению карт водителя:
Перечень необходимых документов от физ.лиц (водителей) для оформления карт для цифрового тахографа:
1. Заполненное заявление на выдачу карты водителя; При заполнении обращайте внимание на тип карты (ЕСТР, «Технический регламент»)
2. Ксерокопия водительского удостоверения;
3. Ксерокопия паспорта (2-х страниц);
4. Фото 3*4 (3,5*4,5) (черно-белое, как на паспорт).При получении карты требуется платежное поручение об оплате, паспорт, если за водителя получает карту иное лицо, то требуется рукописная доверенность от водителя!!
ВНИМАНИЕ!!Фото ВКЛЕИВАЕТСЯ в заявление. Подписи ставятся НА ДВУХ страницах заявления
5. Согласие на обработку персональных данных (форма для водителя)
Перечень необходимых документов от юр.лиц (предприятий) для оформления карт для тахографа:
1. Реквизиты ЮЛ
2. Гарантийное письмо (если оплату производит предприятие) или запрос на изготовление карт (если водитель оплачивает сам) в данном письме прописывается кол-во, тип нужных карт, гарантия оплаты, реквизиты для выставления счета;
3. Заполненные заявления на выдачу карт водителя (предприятия);
4. Ксерокопии документов, перечень которых указан в самих заявлениях (раздел: Указанные в заявлении сведения подтверждаю следующими документами).При получении доверенность от организации.!!
ВНИМАНИЕ!!Фото ВКЛЕИВАЕТСЯ в заявление (для заявлений на выдачу карты водителя)
5. Согласие на обработку персональных данных.
Требования к фотографии:
При предоставлении фотографии в бумажном виде (на фотобумаге).
1) Фотография должна быть чёрно-белая, в анфас, на белом фоне.Примечание: Не рекомендуются фотографии в светлой или белой одежде(иначе плечи «сольются» с фоном). Не рекомендуются фотографии сбоковым освещением лица. Фотография не должна быть пересвечена (недолжно быть белого пятна вместо лица). Фотография не должна бытьнедосвечена (не должно быть чёрного пятна вместо глаз).
2) По горизонтали голова должна находиться в центре изображения.
3) Размер головы на снимке должен занимать от 65 до 75%.
4) Размер фотографии:при представлении в бумажном виде: 3,5 на 4,5 см.
При предоставлении фотографии в электронном виде:
1) Формат изображенияa. Файл Windows Bitmap (*.bmp)b. Цветность: градации серого (grayscale), 256 цветов
2) Размеры (область фотографии на пластике 20 мм х 25.7 мм):
a. Ширина: 394 пикселя
b. Высота: 506 пикселей
3) Дополнительные требования:
a. По горизонтали голова должна находиться в средине изображения
b. Размер головы на снимке от макушки до подбородка: 330 – 450 пикселейc.
Положение глаз: 160 – 270 пикселей от верхнего края фотографииd.
Яркость фона: 255 (максимально белый цвет).
Полезная информация.
В соответствии с п.3и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012г. №580Н «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, допускается приобретение тахографов за счет сумм страховых взносов в размере до 20% сумм страховых взносов начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Расходы на карты водителя, входящие в состав тахографа, уменьшают налог на прибыль: компании и предприниматели, оказывающие автотранспортные услуги, вправе учесть расходы на приобретение карт водителя при налогообложении прибыли. Об этом Минфин России сообщил в письме от 25.06.13 № 03-03-06/1/23941. Согласно приказу Минтранса от 13.02.13 № 36, в состав тахографа входят карты тахографа, в том числе карта водителя. В связи с этим, затраты на покупку карт водителя, по мнению Минфина, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) — при условии, если такие расходы экономически оправданы и документально подтверждены.